[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Егор Яковлев о начале интервенции на Севере
Ал19Дата: Пятница, 11.05.2018, 02:39 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 471
Репутация: 3
Статус: Offline
Егор Яковлев о начале интервенции на Севере


Егор Яковлев. Да, определить, что идёт за чем. В прошлом году мы закончили на покушении на В.И. Ленина, такой трагический момент в становлении советской государственности, когда было непонятно, как пойдёт история дальше, вот. Но сегодня хотелось бы откатить немножечко назад для того чтобы прояснить, откуда началась интервенция союзников. Ну, мы частично об интервенции уже поговорили, так, краешком, потому что по существу и восстание Чехословацкого корпуса вполне правомерно причислять к интервенционистским действиям. Ведь мы помним, что чехословаки были не самостоятельным соединением, а они подчинялись французскому командованию, официально считались частью французских войск и, соответственно, де-факто это были французы. Т.е. этнические чехи, которые восстали против советской власти, это были французские войска. 

Но вот именно высадка иностранных войск впервые была осуществлена на севере России, и в ближайшие программы мы с вами поговорим именно о событиях на российских окраинах. А самой интересной и самой важной окраиной в это время был русский север. Почему – в первую очередь потому, что там располагались порты Архангельск и Мурманск и, соответственно, север был конечной точкой морской коммуникации между союзниками и Россией. Причём как помнят, наверное, наши зрители, эта коммуникация создавалась в авральном режиме в кратчайшие сроки, потому что Балтика перестала соединять союзников, немцы отрезали возможность соединения между царской Россией и остальной Антантой. Точно так же невозможно было это соединение через Босфор и Дарданеллы, поскольку в войну вступила Турция, и вот единственной возможностью… Ну, был ещё порт Владивосток, который находился очень далеко, Транссибирская магистраль обладала низкой пропускной способностью. Кроме того, в те годы Владивосток был замерзающим портом. 

Поэтому взоры российского командования обратились на север, но не только российского, вообще союзного командования обратились на север. Там тоже была проблема, потому что Архангельск тоже был замерзающим портом, а Мурманска не существовало. Хотя были мудрые планы Александра III создать там незамерзающий порт на берегу Кольского залива, но они не воплотились. Николай II не проявил достаточной решимости в этом направлении, и строить порт и железную дорогу, которая соединяла бы этот отдаленный регион с центральной Россией, пришлось уже в ходе войны, как я уже сказал, в авральном режиме. Но так или иначе к 1917 году город Романов на Мурмане существовал, и железная дорога, хотя и тоже с низкой пропускной способностью, но, тем не менее, была. И, естественно, её значение в военных условиях было трудно переоценить. 

Так вот после Октябрьского вооруженного восстания в Архангельске и Мурманске особенно сохранялось, конечно же, военное присутствие англичан в первую очередь. Потому что англичане ещё в ходе войны и ещё до революции, ещё в 1915-16 году неоднократно ставили на вид царскому правительству, что их не устраивает то, как работает с грузами принимающая страна. Грузы копятся, разворовываются, постоянно какие-то заторы, вот. И ползучим методом всё больше и больше британские военные ставили процесс не только доставки, но и, собственно, уже транспортировки из Мурманска в центральную Россию под свой контроль, вот. Ну, естественно, в точке приема власть англичан в этот момент была достаточно велика, и даже было такое заключение морского генерального штаба о том, что на севере страны (в 1916 году сделано), о том, что на севере страны распоряжаемся не мы, распоряжаются англичане.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: